Роли в Группах
Собственно под малой группой имеется ввиду небольшой коллектив от 5 и до 20 человек: рабочий, учебный или же собранный по интересам. В таких группах мы состоим с самого детства, как например в детском саду, школе и далее в ВУЗе и на работе. Именно с детских групп закладывается фундамент, на котором будут выстроены наши предпочтения относительно занимаемых в группе ролей. С одной стороны на них воздействует наше оперантное поведение, то есть действия предпринимаемые нами осознанны для достижения своих целей, и наше восприятие роли а с другой ролевые ожидания других участников группы. На практике работает это так: с детства при выполнении определённых задач мы получаем позитивную реакцию окружающих на одни совершённые действия и негативную на другие, благодаря такому оперантному обуславливанию мы и усваиваем нечто новое. В зависимости от полученной на совершённые действия реакции, мы в дальнейшем будем склонны использовать именно тот поведенческий паттерн, который получил одобрение, у нас начнётся пока ещё не осознанное формирование роли и её восприятия. В дальнейшем мы можем покинуть одну группу и присоединиться к совершенно иной, в которой ролевые ожидания к привычной нам роли могут быть противоположными. Также кроме ожиданий к занимаемой роли на восприятие нас группой влияют и стереотипы: в очках – умный, азиат – трудолюбивый и т.д. Таким образом нам подвластно выбрать себе роль, но только в ходе длительного взаимодействия с группой она оформится в сознании друзей и коллег, а до тех пор мы можем оказаться в противодействии с предписанными нам ролями – тем самым ожиданиям в зависимости от стереотипов и с соответствующим отношением.
Теперь же рассмотрим архетипичные для малых групп роли. Находясь в группе и при взаимодействии, мы можем занять роли напрямую решающие задачи или же опосредованно – через поддержку. К тому же при выборе роли важными факторами являются наши интересы в достижении группой общей цели и цели личной.
К первому типу относятся:
а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;
в) координатор – координирует деятельность членов группы;
г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;
д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
е) погонщик – стимулирует группу;
Ко второму типу:
а) вдохновитель – поддерживает начинания других;
б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Заинтересованность в определённой деятельности и её результатах для нас, о которых я говорил выше, могут повлиять на возникновение ещё одного типа – индивидуалистической роли основным признаком которой является стремление человека к самовозвеличиванию в ущерб всему остальному. Включение человека исполняющего такую роль в общую деятельность группы без ущерба для дела и потери эффективности уже относится к задаче лидера группы.