Сострадание и жалость
Жалостью может быть и боль от чужих несчастий, и сентиментальность по отношению к обездоленным людям при этом мы включаем лишь эмоции и не задумываемся о причинах по которым тот или иной человек оказался в ситуации вызывающей нашу жалость. Жалеть кого-то нормально, но стоит помнить, что это отношение типа ребёнок-ребёнок и ничего кроме наших собственных эмоциональных и чувственных страданий мы в таком случае не производим. Многое в случае с нашими отношениями с жалостью зависит от воспитания: с одной стороны обучая детей жалости мы защищаем их от проявлений жестокости по отношению к окружающим, ведь человек знающий что такое жалость и частично чувствующий или считающий, что он чувствует боль других не станет её причинять, но с другой стороны это провоцирует применение жалости у детей и взрослых к самим себе. Жалость к себе при всей её обманчивой простоте вызывает привыкание и вот человек уже не продумывает как будет решать возникшую проблему и не действует, вместо этого он жалеет и лелеет себя затрачивая на это гораздо больше энергии и не получая никакого результата.
С другой стороны мы можем переучить себя и научить детей состраданию, готовности помочь – отношению взрослый-взрослый. В этом случае мы создаём отношение не жестокости, а безжалостности при котором, в случае если нас просят о помощи друзья или мы сами в ней нуждаемся наши взаимодействия продуктивны, а не сводятся к “поплакать в жилетку”, однако не стоит считать любое проявление эмоциональности слабостью и жалостью – поддержать друга не акцентируя внимание на худшем в сложившейся ситуации и отнестись к собственным проблемам с юмором всегда полезно. В случае же воспитания отказ от жалости равен отказу от привития ребёнку позиции жертвы, вместо этого мы относимся к нему как к равному, пусть ещё маленькому человеку и направляем на путь развития самостоятельности и формирования уверенности в себе. В таком случае безжалостность это не отказ от заботы о близких, а формирование у себя и дорогих нам людей отношений равных.